Класковский: С большой вероятностью из-за решетки вскоре выйдут новые узники режима
Политический аналитик Александр Класковский на Позірку — об откровениях Тертеля.
Александр Класковский
Председатель КГБ Иван Тертель парадоксальным образом стал вторым после Александра Лукашенко спикером в вопросах внешней политики. 24 декабря он анонсировал «хорошие новости» на американском треке, сообщил о контактах с поляками, литовцами и приоткрыл кухню интриг против выдавленных в эмиграцию врагов режима. А также сообщил пикантные подробности о Романе Протасевиче.
В полицейском государстве, которым стала Беларусь, спецслужбы играют гипертрофированную роль. Внешняя политика тоже во многом рассматривается и реализуется через призму их воззрений и методов.
В этом плане показательна публичная эволюция генерала Тертеля. Руководитель структуры, весьма закрытой в силу своей специфики, прежде не слишком светился в медийном поле. Но в нынешнем году он артикулирует вопросы внешней политики так активно, что затмил главу МИДа Максима Рыженкова (надо признать, в принципе слабого в своем амплуа).
Причем руководитель КГБ не только выступает ньюсмейкером перед госСМИ, прежде всего он в деле. И в частности, появляется в кадре в отчетах о переговорах с людьми Дональда Трампа.
Сегодня Тертель доложил правителю о новых предложениях американской стороны. А после доклада сообщил прессе, что активный диалог между Лукашенко и президентом США продолжается.
Более того, в этом контексте из уст генерала прозвучало: «Уверен, что положительный результат будет достигнут, и через какое-то время мы услышим, заверяю вас, хорошие новости в этом отношении».
И Трампу потрафить, и свой интерес продвинуть
Какие это могут быть новости? Нетрудно догадаться, что речь идет об очередном раунде «большой сделки» — выпуске группы политзаключенных в обмен на снятие санкций.
Вопрос лишь в том, когда это произойдет, сколько человек будет помиловано, кто персонально и какие коврижки Минск получит взамен.
Напомню, спецпосланник Трампа по Беларуси Джон Коул недавно анонсировал освобождение около тысячи узников в ближайшие месяцы. В свою очередь, Лукашенко 18 декабря на Всебелорусском народном собрании (ВНС) заявил, имея в виду американских переговорщиков: «Все идет, как они сказали, к большой сделке. Все идет к тому, что мы должны с Трампом встретиться и договориться. С их стороны они гарантируют снятие всех санкций».
При этом, учитывая интерес президента США остановить войну между Россией и Украиной, Минск активизировал работу и на украинском треке. Что подтвердил сегодня Тертель.
Говоря о диалоге Лукашенко с Трампом, он подчеркнул: «Конечно, на первом месте Украина. <…> Поэтому по поручению главы государства и в том числе в каких-то моментах согласованно с американской стороной и с другими заинтересованными нами проводятся мероприятия по содействию разрешения различных вопросов».
В качестве примера Тертель привел две операции на границе на прошлой неделе, в результате чего воссоединились украинские и российские семьи. Отметим также, что недавно Минск освободил две группы заключенных с украинским гражданством.
Подыгрывая Трампу на украинском треке, Лукашенко, естественно, решает свои вопросы. Он хочет как-то встроиться в мирный процесс, повысить свою политическую субъектность.
А также наверняка не прочь с выгодой поучаствовать в послевоенном восстановлении экономики южной соседки.
Продавить Европу, особенно Вильнюс и Варшаву
Если же говорить о снятии санкций, то здесь Минску мало американских решений. Важно продавить и Европу, особенно соседей.
Только ленивый комментатор не отметил, что отмена ограничительных мер США в отношении беларуского калия сама по себе — лишь небольшое облегчение. Ведь продолжают действовать запреты со стороны Литвы и всего ЕС.
А максимальную выгоду от экспорта этого продукта Минск получил бы при восстановлении транзита как раз таки через литовскую Клайпеду. Впрочем, альтернативой могут стать Гданьск или Одесса. А в перспективе беларуское руководство хотело бы с помощью Вашингтона пробить европейскую блокаду на целом ряде направлений.
И, насколько можно судить по откровениям Тертеля, в рамках этой задачи его ведомство тоже активно работает. Он козырнул тем, что «знаком с руководителями практически всех спецслужб Запада». В частности, КГБ активно контактирует с польскими и литовскими коллегами.
Добавим: и с украинскими тоже, что показал недавний вывоз большой группы узников в Украину, где их встречал лично Кирилл Буданов, начальник тамошнего Главного управления разведки.
Тертель отмечает, что польскую сторону всегда отличала ориентация на свои собственные национальные интересы. «Поэтому мы все-таки наблюдаем определенное осознание тех неправильных шагов, которые были сделаны предыдущим польским руководством. Связанные с закрытием границ, попытками давления, вопросами миграции и другими вещами — экономикой, транзитом товаров, людей через нашу территорию», — говорит глава КГБ.
Фактически он изложил повестку переговоров между Минском и Варшавой. Беларуская сторона при этом делает ставку на польский прагматизм.
— С Польшей у нас идет диалог. Я бы сказал, что мы достигнем результата. Надо, чтобы польская сторона, скажем так, стимулировала некоторых своих союзников выполнить свои союзнические обязательства, — загадочно поведал Тертель.
Что имеется в виду? Чтобы Варшава повлияла на Вильнюс, с которым у Лукашенко сейчас заруба?
Глава КГБ сообщил, что на переговорах с поляками «острых проблем фактически три-четыре есть. Они связаны с необходимостью [Варшавы] делать встречные шаги…»
Высказывания Тертеля и Лукашенко подтверждают вывод, что открытие Польшей двух погранпереходов в ноябре было частью двусторонней сделки.
Но беларуские власти пока придерживают за решеткой активиста польской диаспоры Анджея Почобута и обвиненного в шпионаже монаха Гжегожа Гавела, чтобы в рамках обмена вытащить каких-то своих шпионов и, вероятно, решить другие вопросы (экономика, границы, транзит).
Кроме всего прочего, Минск, надо понимать, рассчитывает с помощью Варшавы и Вильнюса посильнее прижать выдавленных в эмиграцию политических врагов. Тертель признался, что «обсуждаются и вопросы, связанные с так называемыми подрывными центрами, которые существуют на территории соседних государств — в странах Балтии, Польше и Украине».
Спецслужба Лукашенко старается вбить в головы тамошних игроков, что связанные с поддержкой беларуской оппозиции «проекты, которые намечались и начали реализовываться в 2020 году, уже невозможно реализовать». Тертель уверяет, что для властей названных стран «это определенное бремя, которое они хотели бы с себя сбросить».
Прозвучала и нотка легкого шантажа. Мол, мы знаем, какие большие траты несут польский и литовский бюджеты на содержание спрятавшихся за рубежом оппонентов режима.
Например, «если взглянуть на бухгалтерию МИД Литвы (она у нас есть, конечно), литовскому народу есть что показать. Со временем мы покажем. И наши литовские партнеры понимают эту ситуацию», заявил председатель КГБ. И добавил, что «с польской стороной такая же история».
Во как, даже бухгалтерию литовского дипломатического ведомства орлы Тертеля добыли.
«Да, Протасевич является сотрудником нашей внешней разведки»
В когорту своих орлов глава КГБ, кстати, публично зачислил и считавшегося в свое время ярым оппозиционером Протасевича.Чем подкрепил прозвучавшее в октябре признание Лукашенко на этот счет.
— Подтверждаю: да, Протасевич является сотрудником нашей внешней разведки. Этот человек работал на территории ряда государств в боевой обстановке, — поведал генерал.
Трудно сказать, признал ли он факт или же просто подыграл экзотической версии правителя, пытающегося оправдать скандальную посадку в Минске самолета Ryanair в 2021 году.
По уверению Тертеля, Протасевич, в частности, сливал в 2020-м (напомню, будучи редактором радикального оппозиционного телеграм-канала) инфу о передвижении колонн манифестантов, что очень помогало силовикам.
К слову, недавно этот молодой человек, ранее пенявший на отсутствие достойной работы, стал ведущим пропагандистского телеканала СТВ. Награда нашла героя? Если он действительно агент (а название его авторской программы — «Без прикрытия» — как бы на это намекает), то в этом случае симбиоз спецслужб и лукашенковских медиа уже и не скрывается.
Как бы то ни было, ясно, что КГБ активно работает в среде оппозиции, чтобы ее дискредитировать и расколоть. А сам правитель, судя по его речам на ВНС, жадно читает донесения своих бойцов невидимого фронта о грязном белье политических врагов (упомянул даже о том, что Павел Латушко якобы «какую-то женщину хотел изнасиловать из своего коллектива»).
В общем, все мрачно. Впрочем, из каскада свежих заявлений главы КГБ противники режима могут сделать как минимум один позитивный вывод. С большой вероятностью, пусть и в рамках не слишком красивой сделки, из-за решетки вскоре выйдут новые узники режима.