Филин

Катерина Батлейка

Класковский: «Лукашенко делает ставку на совмещение двух постов. И надеется на докторов»

Политический обозреватель информагентства «Позірк» Александр Класковский в экспресс-комментарии «Салідарнасці» – о том, почему правитель «открутил назад» свои слова о том, что будет участвовать в президентских выборах-2025.

25 февраля Александр Лукашенко, отвечая на вопрос журналистов, сказал, что «пойдет-пойдет-пойдет» на следующие выборы, однако уже 5 марта заявил:

— Кто-то там задавал вопрос: «Пойдете ли вы на выборы?» Я там не дослушал: «Пойду-пойду». Это не значит, что я уже решил и принял решение. Просто им хотел сказать: «Да пойду, успокойтесь вы». Это не значит, что я сказал, там «пойду» или «не пойду». Все будет зависеть от того, как мы подойдем к этим выборам. А вдруг объявится человек, которому мы можем довериться. Но всякое может быть.

Чем можно объяснить такие метания Лукашенко, «Салідарнасць» обсудила с политическим обозревателем информагентства «Позірк» Александром Класковским.

— Думаю, для любителей конспирологий возникает соблазн сказать, что беларусского правителя одернул Кремль. Однако, мне кажется, причина вряд ли в этом, — отмечает обозреватель.

Александр Класковский

— Во-первых, Путин сам идет на новый срок. На этом фоне запрещать делать то же самое своему авторитарному собрату как-то не комильфо. Да и на сегодня Лукашенко вполне устраивает Путина.

Много на эту тему спекуляций, но непонятно, зачем Путину сегодня затевать хлопотную операцию по смене правителя в Минске. Что это даст?

Лукашенко в Москве знают как облупленного, а новый человек может не потянуть эти обязанности. Я не вижу резонов, чтобы Кремль затевал операцию по смене беларусского правителя.

Причиной метания Лукашенко, считает обозреватель, может быть простое кокетство, кое присутствовало и ранее перед президентскими выборами.

— Возможно, есть какие-то моменты, связанные со здоровьем. Но он не отказался напрочь от идеи баллотироваться на следующих выборах, а просто смягчил свое предыдущие высказывание, напустил туман.

Думаю, предыдущий месседж (об участии в следующий президентских выборах — С.) достиг своей цели, и вертикаль получила четкий сигнал: Лукашенко не будет хромой уткой. Также не думаю, что прошлое заявление было случайным: вопрос задал человек из госСМИ — все было разыграно как по нотам.

Мне кажется, что Лукашенко было важно послать сигнал вертикали, чтобы они не расслаблялись, не смотрели в сторону Москвы, не искали глазами, на кого вождь режима сделал ставку в плане транзита власти, потому что это опасная скользкая ситуация.

Класковский отмечает, что у Лукашенко, скорее всего, остался страх перед электоральными кампаниями.

— Но взвешивая, уходить и подбирать преемника или до последнего вопреки своему же утверждению держать власть посиневшими пальцами, думаю, он выбирает второй вариант.

Тем более, что единый день голосования, который недавно прошел, стал репетицией президентской кампании 2025 года — теперь очевидно, что она будет стерильной, без условно оппозиционных кандидатов.

Эта технология обкатана, силовики готовы рыть землю копытами. В этом плане в условиях, когда за счет репрессий ситуация в стране зацементирована, риски для Лукашенко значительно уменьшаются.

— Если у Лукашенко остается страх перед электоральными кампаниями, зачем ему тогда участвовать в президентских выборах, если он может удерживать власть, находясь на посту председателя ВНС?

— Думаю, правитель пойдет на совмещение постов: нынешнего и председателя ВНС.

Если Лукашенко просто перейти на вторую должность, возникает риск двоевластия.

 Может повториться тот же сюжет, который разыгрался в Казахстане, когда Назарбаев вроде бы подобрал надежного преемника в виде Токаева, но тот в определенный момент вышел из-под контроля и оттеснил клан Назарбаева от реальных рычагов власти. И Лукашенко, как человек недоверчивый, думаю, сейчас зарекся идти этим путем.

К тому же, думаю, в душе правитель не слишком высокого мнения об организаторских и волевых качествах людей из окружения, которые демонстрируют ему преданность. На самом деле Лукашенко воплотил в Беларуси собственный тезис, когда-то им провозглашенный, что в стране должен быть только один политик.

Он подбирал и подбирает подручных преданных, но не слишком ярких и инициативных. Достаточно послушать ту же Кочанову: каждая ее речь — это набор банальностей и славословий в адрес Лукашенко. То есть в стране нет опытных политиков, потому что это персоналистский режим, правитель все замкнул на себя и оказался в ловушке.

Потому что даже если сильно прижмет здоровье и обстоятельства заставят передавать кому-то кормило власти, то нет уверенности, что это будет достаточно искушенный в политике человек, умеющий принимать самостоятельные решения.

Думаю, это тоже омрачает для Лукашенко перспективу транзита, и он ее, скорее всего, пока в мыслях отгоняет: надеется на докторов, свой физический природный ресурс и рассчитывает как можно дольше удерживать все рычаги власти в своих руках.

При этом обозреватель считает, что в перспективе для Лукашенко может быть соблазнительным азербайджанский вариант в виде передачи власти одному из своих сыновей.

— Однако, на мой взгляд, Лукашенко не слишком высокого мнения о политических качествах сыновей Виктора и Дмитрия. К тому же не видно моментов их раскрутки. Лукашенко особенно любит младшего сына Николая, но тот для президентской должности еще слишком молод.

Так что, мне кажется, сегодня Лукашенко делает ставку на совмещение двух постов: главы государства и ВНС.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.4(23)