Филин

Юлия Кот

«Выращивать чеснок несложно, и растет он у нас очень хорошо. Но не было команды сверху»

Предприниматель — о том, как (не) работает плановая экономика в сельском хозяйстве.

В Беларуси вновь наблюдается «сезонный» дефицит — с отечественным чесноком. На то, что в магазинах сплошь китайский чеснок, а не отечественный, пожаловался житель Витебска. Чиновники отреагировали: мол, вопрос не к продавцам, а к производителям, которые «мало занимаются этой культурой», в то время как на рынках беларусского продукта хватает.

Любопытно, что беларусские власти, которые еще недавно злорадствовали насчет дефицита куриных яиц в РФ, проблемы с дефицитом некоторых продуктов у себя на внутреннем рынке не могут решить не первый год.

Так, регулярно с ноября по март возникают вопросы с беларусскими помидорами, перцами, огурцами, — в магазинах почти везде только импортные, и те «золотые». Да и чеснок почти ежегодно отмечается резким скачокм цен: например, год назад ценник доходил до 13 рублей. Тогда Минсельхозпрод оправдывался, что культура «очень трудоемкая» в производстве (хотя, между прочим, в Беларуси давно выведены собственные сорта: «Вітажэнец», «Полесский сувенир», «Магистр», по словам специалистов, имеющие высокую урожайность и хорошую лежкость).

О том, в чем все-таки корень проблемы — в Беларуси не могут вырастить достаточное количество дефицитных овощей, не умеют хранить, отутствует стратегическое планирование в сельском хозяйстве, или играют роль иные причины — Филин поговорил с экс- заместителем начальника управления сельского хозяйства Столбцовского райисполкома, предпринимателем Николаем Лысенковым.

Николай Лысенков

— Самая большая проблема — в том, что не только сельское хозяйство, но вообще все отрасли экономики находятся под контролем государства и управляются, можно сказать, в ручном режиме, — говорит Николай Лысенков. — Вспомним хоть крылатую фразу Лукашенко «взялся за яйца — молоко пропало».

То есть, за всем надо следить: обратили внимание на проблему с огурцами, она получила резонанс — значит, можно в ручном режиме вырастить больше огурцов. То же самое с чесноком.

Дело в том, что на местах в сельском хозяйстве у нас нет бизнеса. Люди не думают о том, как заработать, поставляя на прилавки сельскохозяйственную продукцию, которая будет востребована. Потому что львиная доля сельского хозяйства — это госсектор, а в госсекторе не привыкли зарабатывать не привыкли заниматься маркетингом и менеджментом, там выполняют планы.

Если министерство скажет, что надо выращивать больше чеснока — они вырастят. А если нет — никто его выращивать не будет.

И это касается всего: мяса, молока и прочего. Пока вопросов по чесноку не возникало, считалось, что это культура, которой всегда хватало — в министерстве об этом не задумывались (как отмечено, в частности, в ответе витебской чиновницы, чеснок «не входит в число обязательных продуктов из перечня стабфонда», отслеживается только наличие в продаже продуктов из так называемого «борщевого набора» — Ф).

Ситуация могла бы быть в корне иной, считает собеседник, если бы сельское хозяйство в Беларуси было частным: хозяева на земле сами наладили бы и производство, и конкуренцию:

— За каждую культуру бились бы — и за чеснок, и за морковь. Тем более выращивать чеснок несложно, и растет он у нас очень хорошо. Но не было команды сверху, а сейчас вспомнили: чеснока не хватает, нужно выращивать.

Самая большая проблема, подчеркивает предприниматель — в том, что беларусские власти сохранили с советских времен систему колхозов.

Только вывески меняются, а суть остается та же, председателей колхозов назначают из райисполкома и выше по вертикали власти. И это те же самые чиновники, которые временно, — подчеркиваю, временно! — находятся у руля предприятия, а когда они будут неугодны, их поменяют. Все, в чем они заинтересованы — подольше оставаться у власти, а для этого нужно лишь выполнять приказы.

— К слову, о плановой экономике. В прошлом году Минсельхозпрод озвучил планы года через три увеличить производство, в частности, беларусских помидоров «до 100%». Это реалистичные сроки, чтобы победить помидорный дефицит?

— Да, реалистичные. По приказу можно даже корову заставить доиться, и уж если в плановой экономике решат выращивать помидоры — в сельское хозяйство будут брошены большие средства, нужно ведь отчитаться главнокомандующему об успехах, чтобы он не уволил всю вертикаль в отрасли.

Так что приказ будет выполнен. Другое дело, что в рыночной экономике затраты на обеспечение населения условными помидорами были бы в разы меньше, чем в плановой. Планы будут выполнены, но какой ценой?

— Но ведь мало вырастить, нужно еще сохранить сельхозпродукцию. С беларусскими яблоками почему-то так и не получилось. И если бы власти не продлили запрет на ввоз польских и других «недружественных» яблок, то свои, на которые к весне без слез не взглянешь, беларусы вряд ли покупали бы. Не получится так же с отечественными помидорами и чесноком, что будет выбор между дорогим красивым импортным и страшненьким, но более дешевым своим?

— Помидоры в теплицах выращиваются круглый год и хранить их не нужно, так что здесь трудностей не возникнет. Да и хранилищ можно построить без проблем, сколько нужно.

А с яблоками проблема не решится в короткие сроки. Потому что их мало вырастить и положить в хранилища — нужно еще выбрать такой сорт, который будет лежать до весны. А чтобы ввести новые сорта в массовый оборот, нужно хотя бы лет пять: заложить сады, вырастить… У нас привыкли утверждать, что беларусское яблоко самое лучшее, импортного нам ничего не надо — и если ничего не предпринять, то наши яблоки так и будут гнить в январе месяце, до мая не долежав.

Ксожалению, импортного мы боимся, вводим эмбарго, а свое качественно сделать не можем — поэтому у нас и нет сортов, которые даже в хранилище долежали бы до лета, до следующего урожая. И это также часть большой системной проблемы плановой экономики.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(15)